Муз.софт

De La Mancha - ClipStar VST 1.0.1 De La Mancha - ClipStar VST 1.0.1 ClipStar VST 1.0.1 - ограничитель от De La Man...
De La Mancha - SixtyFive VST 1.0 De La Mancha - SixtyFive VST 1.0 SixtyFive VST 1.0 - RMS компрессор винтажн...
Acon Digital DeFilter v1.0 x86 x64 Acon Digital DeFilter v1.0 x86 x64 DeFilter это эффективный инструмент ...
Klanghelm - SDRR 1.1.0 VST 32bit, 64bit Klanghelm - SDRR 1.1.0 VST 32bit, 64bit SDRR создан для удовлетворения все...

Правила расстановки студийных мониторов

studijnye-monitory 4При расстановке мониторов в студии вы должны стремиться к достижению двух результатов: к максимально ровной АЧХ и к наилучшему воспроизведению стерео-картины.

 

Даже при наличии качественных мониторов всегда следует учитывать влияние помещения. И поверьте, что гораздо целесообразней заняться акустикой комнаты и правильной расстановкой мониторов, нежели заплатить двойную сумму за новые мониторы.

В этой статье рассмотрены главные принципы, которыми следует руководствоваться при расставке мониторов в студии.

1. Большое значение имеет симметрия стен сзади и по бокам мониторов. Окружающая среда рядом со звукорежиссёром менее важна. Мнение насчет симметрии передних и задних стен неоднозначно. Однако большая часть специалистов подтвердит, что у стены позади звукорежиссёра должны быть хорошие звукопоглощающие свойства и отсутствие параллельности её расположения по отношению к передней, чтобы избежать возникновения стоячих волн.

Профессионалы рекомендуют заглушать всю область вокруг мониторов для максимального уменьшения отражений. Стоит отметить и важность заглушки боковых стен только перед мониторами для минимизации отражений от боковых стен.

Симметрия между и вокруг мониторов в помещении поспособствует лучшему воспроизведению стерео-картины. Иными словами при несимметричной расстановке мониторов будет заметна разница между отражениями от задней стены у первого монитора и отражениями у второго, что повлечет за собой искаженное восприятие стереосигнала.

2. Звукорежиссёр должен располагаться строго посередине между мониторами, а расстояние до головы должно быть равным расстоянию между мониторами. Это правило также называется «правилом равностороннего треугольника».

При слишком большом расстоянии между мониторами и звукорежиссёром акустика помещения в большей степени повлияет на звук, причём особенно на средние и высокие частоты, а при слишком маленьком расстоянии звук просто не успеет трансформироваться в целостную звуковую картину.

3. При работе с двухполосными мониторами расположение ушей по высоте должно быть на условной линии между НЧ- и ВЧ-, а при использовании трехполосных – на линии между СЧ- и ВЧ-динамиком.

Если вы установите мониторы слишком низко или наоборот слишком высоко относительно ушей, вы рискуете получить искажённую АЧХ.

В целом высота является одним из важнейших факторов при установке мониторов. Только выбрав правильную высоту путём эксперимента, вы сможете адекватно оценить звучание воспроизводимого мониторами аудиоматериала.

Стоит также отметить, что архи важно жестко фиксировать мониторы. Жесткая установка мониторов поспособствует получению четкой фокусировки звука, особенно на высокой громкости.

4. На честность звучания мониторов огромное влияние оказывает рассеивание и поглощение звука в комнате прослушивания.

Основная масса звуковых волн отражается совершенно хаотично. Звук рассеивают твердые, но неплоские поверхности, а мягкие и пористые наоборот его поглощают.

Качество звучания низких частот в большей мере зависит от размеров помещения и расположения мониторов. Объясняется это большой длиной НЧ-волн, на которые почти не в силах повлиять материалы стен, пола и большая часть окружающих предметов. При попадании НЧ-волны в преграду она почти вся отражается обратно.

Если вместе с мониторами используется сабвуфер, то рекомендуется размещать его на неодинаковом расстоянии от трех ближайших боковых плоскостей помещения, так как некоторые низкие частоты усиливаются ближайшей к сабвуферу отражающей плоскостью.

При нахождении отражающих плоскостей на одинаковом расстоянии от сабвуфера усиление некоторых низких частот будет чрезмерным, что спровоцирует появление сильного гула на этих частотах.

С помощью грамотной расстановки мониторов можно в значительной степени регулировать НЧ-отражения и резонансы.

Особое внимание следует уделять расстоянию между мониторами, передней и задней стеной. Чем более непараллельными и разными по геометрии будут передняя и задняя стена, тем меньше будет нежелательных резонансов от возникающих стоячих волн, которые способствуют недопустимо грубому искажению АЧХ.

5. Для определения оптимального расстояния между мониторами прослушайте запись, отличающуюся хорошей фокусировкой центрального образа. Расположите мониторы на расстоянии примерно 1 – 1.2 м друг от друга и направьте их прямо в точку вашей головы.

Послушайте, в достаточно ли мере сфокусирован звук? Увеличьте расстояние между мониторами на 10-15 см и послушайте снова. Повторяйте эти манипуляции до тех пор, пока центр стерео-картины не начнет становиться размазанным.

Таким образом, вы узнаете максимально допустимое в вашем случае расстояние между мониторами без потери плотности центрального образа и с сохранением сбалансированной стерео-картины.

6. При распространении звука неравномерно по всему фронту и при его плохой фокусировке следует пересмотреть расстояние между одним из мониторов и вашей головой. Удивительно, но нередко разница в пару сантиметров в этом расстоянии очень заметна при прослушивании.

7. Перемещения мониторов в стороны сказывается больше на восприятии диапазона низких средних частот, а движение вперед/назад – на восприятии диапазона низких.

8. При расстановке мониторов следует учитывать и такой важный фактор, как угол их наклона. Наклоны вперед/назад способны значительно повлиять на звучание.

9. При расстановке мониторов следует обратить внимание на их направленность. Регулировать этот параметр желательно вдвоем.

Сначала мониторы следует направить в точку позади вашей головы, сохраняя при этом равное расстояние между ухом и динамиком каждого монитора. При воспроизведении сигнала вы должны сосредоточиться на фокусе, а ваш помощник, стоя позади монитора должен вращать его вокруг своей оси. После определения наилучшего положения первого монитора, второй следует установить идентично.

Помните, что одни мониторы работают лучше, когда повернуты внутрь, другие – нет. Но если у вас есть сомнения на счёт того, в каком положении звук более честный, рекомендуется просто сделать незначительный поворот мониторов внутрь.
Заключение

Напоследок хотелось бы обратить ваше внимание на то, что у многих производителей студийных мониторов есть свои рекомендации касательно их расстановки, поэтому не поленитесь заглянуть в инструкцию.

Помните, что любые советы, в том числе и изложенные в этой статье – всего лишь фундамент, основываясь на котором и постоянно экспериментируя, вы сможете добиться хороших результатов.

 

shema 1

 

 

Понравилась новость?поделитесь.

Добавить комментарий

Защитный код Обновить