О структуре и схеме построения трека

Категория: Статьи
Опубликовано 02.06.2010 22:59
Электронная музыка очень схожа с классической: в треке, как и в оркестровке, присутствуют шесть необходимых элементов: мелодия, гармония, фигурация, контрапункт, бас и ударные. Вместе они собираются только в кульминационных моментах произведения. Отличие же от классики лишь в разнообразии тембральных окрасок: музыкант-электронщик, управляя настройками синтезатора как дирижер, получает массу новых тембров. В этом смысле возможности электронной музыки выше, чем у человека, в подчинении у которого находится целый оркестр.

I. Электронной музыке как никакой другой свойственна «квадратичная» система построения трека: музыка как бы собирается из лупов (loops), кратных четырем. Особенно отчетливо это слышно во вступлении, когда вначале идет только ритм (это делается для удобства сведения треков), и постепенно к изначальной бас-бочке добавляются новые ударные — snare, hat, а затем и полноценные синтезаторные сэмплы — как раз через каждые четыре или кратное четырем количество тактов. Возможно, такая схема как-то связана с внутренними ритмами человека: не случайно 4/4 — наиболее часто встречающийся в музыке размер.

От выбора программы для создания музыки, будь то трекер или секвенсор, зависит не так много, как и от, допустим, выбора микрофона при записи вокала; в этом плане гораздо важнее профессионализм продюсера или вокалиста, их предпочтения. Даже живые инструменты, по мнению многих профессионалов, сейчас использовать необязательно: электронные аналоги этих инструментов (эмуляторы) имеют настолько высокое качество, что вполне способны их заменить.
II. Зачастую трек рождается по следующей схеме: мелодия – гармония – ритм — бас. Что интересно, работа композитора в разных стилях зачастую схожа: либо это возникшие в голове зарисовки главных тем, либо случайные переборы гитарных струн или клавиш midi-клавиатуры. Мелодия постепенно растет, стройнеет и крепнет, и однажды музыкант решает, что из этого что-то может выйти. А дальше начинается уже более кропотливая работа, «вылизывание»: аранжировка, подбор звуков, сэмплов, эффекты, компрессоры, контрапункты, арпеджированные фигурации и многое другое. Кстати, контрапункт (этот термин, возможно, не знаком людям без музыкального образования) — это как бы вторая мелодия, дополняющая основную, но при этом на нее не похожая.

III. Ритм. Чистый ритм (как правило, это голая бас-бочка) в начале трека должен идти с минимальными дополнениями около минуты. Не меньше, чтобы диджею было за что зацепиться во время сведения (когда на стыке играют два трека одновременно, смешение синтезаторных семплов приводит к какофонии), и не больше, чтобы публика не начала скучать. В треках house-музыки ритм на протяжении трека держится один и тот же, варьироваться могут лишь дополняющие ударные (снэры, хэты, клэпы, перкуссия, шейкер).

Обычно схема построения трека такова:

Вступление. Упрощенное звучание, без низких частот и сложных эффектов.

Основная тема. Повторяется четное количество раз из-за вышеупомянутой «квадратичной» схемы. Чаще всего два раза.

Затишье. Ударные отсутствуют, основная тема может быть приглушена.

Развитие. Громкость и шумы постепенно нарастают. Здесь часто используются зацикленные снэры, имитирующие барабанную дробь.

Основная тема. Повторяется четное количество раз из-за вышеупомянутой «квадратичной» схемы. Чаще всего два раза.

Финальная бочка. То же, что и вступление, так же для удобства сведения, но теперь на понижение: постепенно количество ударных снижается.

Данная схема построения не является обязательной. В вокальных треках, например, она несколько иная из-за схемы куплет-припев. Сильно затянутое вступление также не идет на пользу, потому что основная тема вступает в таких случаях слишком поздно, а закончится - раньше, чем публика ее прочувствует.
IV. Тембр и эффекты. Выбрав инструмент, музыкант немало времени тратит на его «доводку», выбор тембра. На протяжении трека его звучание может меняться (это достигается за счет обработки эффектами, подмешивания дублирующего, играющего в унисон инструмента и так далее). Когда выбран, скажем, тембр баса, его обрабатывают эквалайзером (звук делается звонче либо глуше, либо еще как-нибудь частотно меняется), правится громкость, подрезаются частоты. Можно использовать флэнжеры (flanger) или фэйзеры (phazer), волнообразно изменяя частоты. Этот прием любим как диджеями, так и музыкантами и зачастую используется за пару секунд до «кульминации», чтобы подготовить публику к эмоциональному катарсису. Несколько секунд тишины перед вступлением основной темы лишь усиливают драйв.

// www.fl-studio.ru

Понравилась новость?поделитесь.